Интересные статьи

Разместить статьи Реклама на сайте
Купить ссылку на этом сайте

Главная / Интересные и полезные статьи на сайте Раскраска.ком / Чудо детского рисунка

Понравилась интересная статья? Скинь статью другу!



Чудо детского рисунка

Работа с детьми 5-7-летнего возраста так же, как и ранее, идет в двух взаимосвязанных направлениях: знакомство и освоение новых изобразительных приемов наряду с усложнением, модификацией и комбинированием уже освоенных техник. Например, в технике размытого рисунка (рисование по сырому фону) можно попытаться использовать вместо бумаги ткань - тогда ребенку станут видны различия в оттенках и изображении, получаемом на различном материале.
Чудо детского рисунка
При этом разные по качеству ткани и бумага дают не похожие друг на друга цветовые оттенки, их насыщенность, характер линий изменяют общий тон целостного изображения. Экспериментирование с водой, красками и материалами способствует рождению модифицированных приемов. Так, если сначала на лист плотной бумаги нанести рисунок красками, которым не свойственно быстрое высыхание, а затем промокнуть его посредством наложения поверх листа тканью (или любым другим материалом, впитывающим влагу), то изображение получается примерно таким же, как во время рисования по сырому фону. Вместо промокания можно воспользоваться следующей процедурой: когда нанесенный краской рисунок немного подсохнет, поверхность листа равномерно растирают мягкой тряпочкой размашистыми движениями. В результате исходное изображение как бы погружается в пелену тумана. Особенно эффектны изображения, получаемые при использовании туши, наносимой на слегка влажную бумагу. Для рисования тушью пригоден как инструментальный метод: кисть, перо, заостренная спичка, зубочистка, так и безынструментальный - кляксы. Полученные при помощи туши рисунки по сырому фону отличаются расплывчатостью, пушистостью линий и отсутствием четких очертаний.

Знакомить старших дошкольников с графикой можно и при помощи техники "сухой иглы". Работы, выполненные этим способом, поражают тонкостью, изящностью очертаний, процарапанных острием иглы, и напоминают собой карандашные рисунки, особенно если рассматривать их на некотором расстоянии. Для овладения техникой "сухой иглы" готовят пластилиновые пластины: на небольшой лист фанеры или плотного картона наносят слой одноцветного пластилина (лучше темного), хорошенько разравнивают, а затем при помощи иглы наносят рисунок. Точнее, пластилин как бы выбирается, снимается с поверхности не очень глубоким слоем. Для безопасности рабочего процесса используется игла от одноразовых шприцев или капельниц. Когда рисунок процарапан, поверхность пластины еще раз разравнивается, но так, чтобы в бороздки, оставленные иглой, не попал пластилин. Затем бороздки равномерно заполняются краской (тушь или гуашь), для начала - одного цвета, постепенно расширяя цветовую палитру. Перед тем как перенести оттиск офорта на бумагу, лист нужно хорошенько пропитать водой, затем его просушить до состояния умеренной влажности. При этом и фактура бумаги изменяется - она становится мягче и, следовательно, лучше принимает тончайшие оттиски штриха с пластин. Подготовленная бумага накладывается на пластину, хорошенько прижимается, для того чтобы краска, находящаяся в бороздках, отпечаталась на листе - и офорт готов.

Не менее интересен для ребят оказывается процесс получения цветного рисунка с помощью мучного раствора, который готовится следующим образом. В ванночку или на кусок пластика накладывают гуашь (концентрация густой сметаны), добавляют муку из расчета 1 : 3 (на три части краски одна часть муки) и как следует размешивают, распределяя состав равномерно по всей плоскости пластика. Затем на этом составе палочкой или ручкой рисуют что-либо. Если в рисунке появляются погрешности, то их устраняют путем разглаживания состава и вновь делают прорисовку. Когда изображение готово, на него сверху аккуратно накладывают лист бумаги и ладонями слегка разглаживают его. Сильно давить на лист не нужно, иначе произойдет исчезновение тонких линий. Изображение переносится на лист в виде белого контура основного рисунка. Лист кладут на просушку, состав разравнивают и приступают к рисованию другого изображения. Далее процедура печати изображения повторяется. Гуашево-мучной раствор позволяет получить до десятка различных рисунков. При желании одно изображение можно копировать несколько раз.

Разнообразить прием кляксографии позволяет раздувание капель по поверхности листа. Когда впервые обращаются к раздуванию как способу получения изображения, то довольно быстро устают как взрослые, так и дети. Поэтому "раздув" капель можно сочетать с наклоном листа поочередно в разные стороны. Каждый поворот капли при наклоне листа дает новое направление линии движения. С помощью этого приема можно получать оригинальные изображения деревьев, животных, сказочных и фантастических персонажей. Прием интересен тем, что позволяет получать совершенно не похожие друг на друга результаты, даже в том случае, когда один ребенок в одной и той же манере выполняет подряд несколько работ.

При всей внешней идентичности технологических моментов законченные рисунки, как листья деревьев, могут отличаться не только деталями, оттенками цвета, но и видовой (а по отношению к рисунку - тематической, содержательной) принадлежностью. Наибольший интерес раздувание вызывает при изображении пейзажей, натюрмортов, то есть когда необходимо получить ствол дерева, кустарника. Цветы и листья можно наклеить или нарисовать, используя любой знакомый прием - штамповку, пальцевую живопись и т. п. Помещенный в рамку, такой рисунок украсит интерьер любой квартиры. И, главное, маленькому художнику очень приятно, что его произведение удостоено внимания окружающих, а не выброшено за ненадобностью. Так у него все более набирает силу желание творить, а это и есть та цель, к которой мы, взрослые, стремимся.

И еще несколько способов игры с каплями. Наберите в пипетку или фиксатор для туфель тушь и при нанесении ее на поверхность листа постарайтесь во время полета капли дунуть на нее. При таком падении капля оставляет замысловатый след, который обязательно вызовет у ребенка ассоциацию с чем-либо. Эту же процедуру проделайте с использованием поочередно туши различных цветов. А можно взять в помощники детский пылесос - игрушку на батарейках (кстати, этот способ как раз и родился благодаря пытливому детскому уму и жажде деятельности). В этом случае технология несколько изменится: лист бумаги крепится на вертикальную основу; в небольшую емкость набирается краска и выплескивается на лист. Но во время выплеска на поток краски сзади или немного сбоку направляют струю воздуха из пылесоса. Когда краска высохнет, работа повторяется с другим цветом. И так несколько раз. Можно и не ждать высыхания краски, а сразу прибегнуть к использованию другого цвета. Вы, наверное, заметили, что этот прием требует некоторого простора для движений. Следовательно, использовать его лучше всего вне помещения. Это, в свою очередь, активизирует "химический" интерес ребят - они стремятся привнести в процесс изображения материалы, находящиеся под рукой: посыпают работу песком, приклеивают листья. Именно так активизируется детское экспериментирование. Своеобразным результатом подобного экспериментирования явилось использование в качестве изобразительного и декоративного материала манки, соли, дробленого риса и т. п. Принцип работы с этими материалами довольно прост и позволяет получать оригинальные рисунки. Обычно на цветном фоне клейстером наносят какой-либо рисунок, а затем сразу же посыпают лист, например, манной крупой. После высыхания клея с листа стряхивают лишние (не приклеившиеся) крупинки - и рисунок готов. Кстати, манка перед нанесением ее на бумагу может быть предварительно окрашена. В качестве красящего материала лучше всего использовать цветную тушь, которую разбрызгивают на крупу, дают ей как следует высохнуть и лишь после этого заполняют пространство листа. Для достижения различных эффектов используют сухую бронзу, серебрянку, пшено, муку. Например, пшено, дробленый рис и мука придают изображению выпуклость, но в зависимости от используемого материала характер выпуклости будет различным. Довольно интересный эффект получается при использовании соли различного помола. Наносить ее можно и на клейстер, и на не просохший рисунок. Соль имеет специфическое свойство впитывать в себя краску, за счет чего ее исходная насыщенность в местах соприкосновения с солью частично изменяется, создавая эффект паутинки.

Активное экспериментирование с различными материалами позволяет находить все более разнообразные средства изобразительной выразительности. Например, используя силикатный клей и различные типы красок (тушь, гуашь, акварель), но действуя ими по-разному, можно поучить самые неожиданные эффекты. Если сначала что-либо нарисовать, а затем весь рисунок равномерно покрыть слоем клея, то при высыхании бумага немного сворачивается. При ее выпрямлении после тщательной просушки клеевая корочка растрескивается, создавая эффект старения. Если же края бумаги закрепить, чтобы они не заворачивались, а затем нанести клей и после его высыхания раздуть на поверхности каплю краски или нарисовать что-нибудь (предпочтительно тушью), то изображение приобретает очертания фрагментарной разорванности. Этот эффект может направить первоначальный композиционный замысел ребенка в совершенно новое, неожиданное русло.

Довольно необычный инструмент для рисования - свеча, с помощью которой возможно не только получить интересные результаты (особенно в комплексе с другими изобразительными приемами), но и познакомить детей с различными физическими, химическими, астрономическими и другиги явлениями и процессами. Техника работы со свечой носит специфическое название - фотокопия. Слово "фото" в названии техники указывает на ее причастность к фотографии и объясняется тем, что эффект, получаемый при использовании свечи, как бы в упрощенном виде воспроизводит процесс проявления фотопленки. А достигается он следующим образом: ребенок наносит на лист белой бумаги какое-либо изображение или просто ставит жирные точки; после этого весь лист равномерно покрывают тушью (лучше темного цвета). Происходит удивительный фокус - изображение, сделанное свечой и не видимое на белой бумаге, проявляется прямо на глазах. Это и удивляет ребенка, и вызывает у него множество вопросов. В дальнейшем его от такого рисования бывает трудно отвлечь - он комбинирует, придумывает, экспериментирует, пытаясь найти ответы на возникающие вопросы. Взрослому остается лишь несколько направить поисковый интерес ребенка встречными вопросами: "Как ты думаешь, почему твой рисунок проявляется? Какая поверхность у свечи? А что еще бывает таким же, что не удерживает на себе краску?" Тематика работ может быть импровизированной, а может и придумываться заранее.

Используя свечу по прямому назначению, также можно получать удивительные эффекты. Зажгите свечу и над пламенем поводите листом плотной альбомной бумаги, держа его крепко за края. Пламя оставляет на бумаге серовато-коричневый след, насыщенность которого зависит от степени приближения к нему. След, оставшийся на бумаге, всегда оказывается похожим на что-нибудь, и, чтобы придать изображению законченность ("оживить" предполагаемый образ), его несколько детализируют: обводят контур или добавляют 2-3 штриха для выразительности. Само собой разумеется, что в целях предосторожности рисовать таким образом ребенку лучше, когда рядом находится взрослый. Непременно нужно запастись тазиком или другой емкостью с водой. Можно обойтись и без воды, но тогда емкость должна быть достаточно огнеустойчивой и непременно с высокими краями. Лист бумаги не желательно надолго без движения задерживать над пламенем, чтобы он не загорелся. Если же вдруг произошла оплошность и бумага начала гореть, ее укладывают в приготовленную посудину и дают возможность полностью сгореть. После этого остывший пепел высыпают на новый лист бумаги, накрывают его другим листом и несколько раз хорошенько проглаживают поверхность. Допускается вращение верхнего листа против часовой стрелки. След, оставленный пеплом на бумаге, также может вызвать ассоциации по сходству с какими-либо объектами.

Можно поступить и по-другому: на металлический лист или блюдо уложить скомканный лист не очень плотной бумаги и поджечь его. Когда бумага окончательно сгорит, а пепел остынет, не нарушая получившейся формы, массу аккуратно накрывают сверху более плотной бумагой и несколько раз проглаживают поверхность либо тыльной стороной ладошки, либо ложкой, либо плотно штрихуют восковым мелком, а затем осторожно приподнимают лист. После сгорания бумаги вместе с пеплом остаются и следы древесной смолы, органических масел, которые в своей совокупности образуют не только замысловатую форму, но и характерную цветовую гамму, что и позволяет получать абсолютно непредсказуемые результаты.

Метод сжигания, помимо развивающего эффекта, оказывает и благотворное коррекционное воздействие. Если у ребенка обнаружены временные нарушения в эмоциональной сфере, такие как возрастные страхи (боязнь закрытого пространства, одиночества, стихийных бедствий и т. п.) или страхи, связанные с просмотром видеофильмов, негативно влияющих на неокрепшую и очень чувствительную детскую психику (ужасы, боевики), то избавиться от них или снизить их воздействие можно следующим образом. Предложите ребенку нарисовать то, что его пугает. Совсем не обязательно, чтобы изображение, сделанное ребенком, имело законченный вид и узнаваемость. Детские страхи не всегда имеют явно выраженное предметное оформление. Ведь фобическую реакцию у ребенка могут вызвать предмет, явление или ситуация, которые, казалось бы, совершенно не несут никакой негативной информации. Но в совокупности с рядом других факторов они могут оказать совершенно противоположное воздействие на чувства и эмоции ребенка. Ребенок начинает бояться не чего-то конкретного, а, скорее, иррационального и поэтому свою тревогу словами просто не может объяснить. А вот с помощью рисунка это сделать значительно проще. Поэтому на рисунке тревоги и страхи малыш воспроизводит в форме цветовых пятен или конфигурации линий, но они всегда ассоциируются им с тем чувством, которое он испытывает.

После того как ребенок выплеснет свои негативные переживания на лист бумаги, рисунок как следует мнут, помещают на огнеупорную подставку и поджигают на глазах у ребенка. Бумага не должна быть слишком плотной, в противном случае она будет очень долго гореть, что может вызвать у ребенка отрицательные эмоции и даже усугубить ситуацию тревоги. Как только рисунок с изображенным на нем "страхом" окончательно сгорит, подставку накрывают новым листом бумаги и репродуцируют на него следы от сгорания, тщательно протирая его поверхность. Оттиснутое изображение ассоциируют с образом, вызывающим у ребенка положительные эмоции, и в соответствии с этим замыслом детализируют до целостности. Этот рисунок размещают таким образом, чтобы он как можно чаще попадал в поле зрения малыша. Обращая свой взгляд на изобразительный образ, вызывающий положительные эмоции, ребенок получает возможность постепенно дистанцироваться от того, что вызвало у него отрицательно окрашенное эмоциональное переживание.

Раскрывать изобразительные возможности тех или иных материалов, их многообразие и варианты комбинирования следует постепенно, но так, чтобы у ребенка по возможности возникало ощущение встречи с чудом. Это повышает интерес ребят к процессу художественного творчества и его результатам. Одним из "волшебных" вариантов работы со свечой является техника граттажа. Слово "граттаж" образовано от французского скрести, царапать. Это способ выполнения рисунка путем процарапывания заостренным инструментом (стекой, палочкой, стержнем и т. п.) бумаги или картона, покрытого парафином и залитого тушью. Прежде чем непосредственно перейти к царапанью, необходимо подготовить бумагу. Для этого на лист наносят в любом порядке (точнее, это будет цветовой беспорядок) цветные пятна. Когда краска просохнет, поверхность листа равномерно, без просветов натирается свечой и покрывается любым тонирующим составом так, чтобы не просвечивал нижний слой краски. Один из способов приготовления тонирующего раствора (к другим мы обратимся чуть позднее) заключается в следующем: в шампунь или жидкое мыло (обмылки заранее заливают теплой водой и выдерживают до полного размягчения, после чего как следует размешивают до образования однородной массы) вливают темную тушь и хорошенько размешивают. После того как нанесенный состав просохнет, можно приступать к рисованию, вернее, к процарапыванию. Мыльно-тушевый раствор аккуратно снимается заостренным предметом до тех пор, пока не появится нижний цветной фон. При первом знакомстве детей с этой техникой ребята обычно не рисуют что-либо конкретное - им нравится сам процесс "добывания", "высвечивания" нижнего слоя, так как даже одна прямая линия может вмещать в себя всю исходно нанесенную на бумагу цветовую гамму - именно это "чудо" и удерживает пристальное внимание и интерес ребенка к царапанью. Когда ребенок немного насладится бессистемным рисованием, попытайтесь привлечь его к изображению чего-нибудь конкретного, например, нарисовать "Салют", "Звездное небо" или "Подводное царство". И лишь после этого ребенок может свободно перейти к самостоятельному выбору тем и реализации замысла. Техника граттажа - одна из обширнейших изобразительных техник, позволяющая активизировать детское экспериментирование. Например, если хочется получить контрастное изображение, то белый лист бумаги сразу натирается свечой, а затем тонируется специальным раствором. Кстати, этот способ - один из путей ознакомления детей с технологией изготовления гравюры, ксилографии, линогравюры. Внешний вид рисунка, выполненного без использования цветных красок, отличается резким контрастом белых линий и черного фона, что и делает его похожим на гравюру на дереве.

Приготовление тонирующего раствора уже само по себе является активной поисковой деятельностью. Смешивая различные материалы в разных пропорциях, ребенок имеет возможность получать необычные и довольно интересные результаты. Например, для начала просто полюбуйтесь перламутровым блеском мыльного раствора. На что он похож, какие ассоциации вызывает? Затем капните в раствор каплю красной туши, проследите ее "бег" по "мыльным прожилкам". Это похоже на циркуляцию крови по сосудам - так состоится первое знакомство ребенка с внутренним, не видимым глазу функционированием живого организма. Питательные вещества к тканям и клеткам растений доставляются таким же путем. Вот вам и занимательное по форме, но научное по содержанию знакомство с биологией. Только постарайтесь не нагружать детей энциклопедическими знаниями, так как в данном случае перед вами стоит совершенно иная цель, но благодаря ей возможно решить ряд вспомогательных задач и осветить некоторые сложные вопросы, особенно если у ребенка к ним проснулся познавательный интерес.

После того как понаблюдали за движением красной капли, добавьте в раствор 2-3 капли зеленой туши и проследите их путь: как капли-струйки растекаются, соединяются друг с другом, что из этого получается и на что похож "капельный" узор. Затем круговыми движениями нанесите мыльный раствор на лист плотной бумаги и дайте ему как следует просохнуть. Кусочки не полностью растворившегося мыла при покрытии раствором поверхности листа обеспечивают довольно необычный эффект. Оказывается, не так уж и сложно получить на бумаге "лунную" поверхность. Вот и направление деятельности: на этом листе можно выполнить объемную или плоскостную аппликацию, можно установить конструктивное изображение космического корабля, можно использовать полученный фон для создания модели морского дна, так как поверхность бумаги, покрытая мыльным раствором, в общих чертах напоминает его рельеф, наконец, можно попытаться воспроизвести на этой поверхности знакомые приемы получения изображения. Пусть ребенок творит, созидает все, что подсказывает фантазия! Только не навязывайте ему своего решения, лишь немного помогите в оформлении и то если в этом есть необходимость.

Когда по каким-либо причинам оказывается сложно работать с мыльным раствором, то натертая свечой поверхность может быть затонирована густой гуашью. Но этот процесс более трудоемок и требует определенного качества материала: гуашь должна быть свежей и не подверженной смешению с водой, в противном случае она просто не пригодна для работы, так как будет скатываться с жирной поверхности. Осуществлять процарапывание можно и без затирки поверхности свечой. Чтобы использовать этот вариант, необходимо взять достаточно плотный лист белой бумаги и покрыть его средним слоем гуаши или туши. После того как краска высохнет, приступают к царапанью и лучше иглой от одноразового шприца. Царапанье можно делать и по рисунку, выполненному акварельными или гуашевыми красками, но тогда процарапываются лишь мелкие детали и сила нажима на иглу уменьшается. Например, если ребенок нарисовал дерево с листвой, то после высыхания рисунка он иглой процарапывает жилки на листочках. В технике граттажа можно выполнять как целостное изображение, так и его детали. Допустим, разноцветными каплями нарисован цветок. Просушенная поверхность цветка натирается свечой без выхода за его очертания и покрывается мыльно-тушевым раствором. Затем иглой производят окантовки цветка и процарапывают на его лепестках прожилки. Натертую свечой поверхность можно использовать вместо пластика для получения оттисков. Жирная основа не впитывает краску, поэтому капли туши, нанесенные на поверхность, неравномерно растекаются, соединяясь в причудливом переплетении и создавая замысловатые узоры и изображения, которые можно перенести (ОТТИСНУТЬ) на чистый лист бумаги. Вполне уместны для работы в технике граттажа восковые мелки, либо приобретенные в магазине, либо изготовленные самостоятельно. Цветные художественные краски смешивают с расплавленным воском до получения однородной тестообразной массы. Готовый раствор выкладывают на продолговатую доску и нарезают кусочками длиной 8-10 см. Полученными палочками можно пользоваться и для выполнения набросков, и для работы непосредственно в технике граттажа. Лист бумаги покрывают толстым слоем цветной восковой пастели, затем тонируют гуашью и после высыхания рисуют заостренным предметом, раскрывая верхний слой до появления цветной восковой основы.

Познакомившись с техникой граттажа и уверенно действуя заостренными предметами, в том числе и иглой, ребенок оказывается вполне подготовленным к освоению приема тиснения на бумаге, то есть протыкания поверхности листа острым инструментом. Технология изготовления проста и не требует особых материалов и приспособлений. Этот способ удобен для создания подарочных сувениров, открыток, настенных панно и пр. Для работы необходима плотная белая бумага. Сначала на лист чистой бумаги наносят изображение, которое, кстати, может быть перенесено из любой книжки-раскраски. Это будет своеобразный трафарет, с которого в дальнейшем выполняется оригинал. Рисунок накладывают на плотную бумагу и закрепляют его, чтобы в процессе работы не произошло смещения. Тиснение выполняется на любой мягкой основе - пенопласте, плотном поролоне или сложенной в несколько раз газете. Чтобы газетная краска не испачкала изображение, на нее кладут лист белой бумаги, а затем укладывают бумагу для основной работы. Иглой от одноразового шприца, капельницы, ученического циркуля или шилом делают частые проколы по рисунку, насыщенность и глубина которых могут быть различными. Отдельные фрагменты в зависимости от рисунка оставляют чистыми. Именно этот эффект - чередование гладкой и шероховатой поверхности - служит основным выразительным средством, придает неповторимость и оригинальность готовому изделию. Когда сделаны все проколы, исходный рисунок-трафарет снимают, а на плотной бумаге с изнаночной стороны, то есть с той, которая была обращена к газете, получается законченный оттиск. Зеркальное отражение рисунка является предупреждением тому, что все надписи надо выполнять с учетом этой особенности. Готовую работу помещают в рамку или приклеивают на цветную бумагу. Еще один оригинальный и быстрый изобразительный прием - техника акватуши. Другим ее названием, часто встречающимся в литературе, служит название "акватипия". Частица "аква" образована от латинского вода и указывает на то, что для работы в этой технике, помимо изобразительных материалов, необходимо значительное количество воды, налитой в ванночку или тазик чуть больше размеров листа бумаги. Порядок работы таков: широкими мазками гуашью на плотной бумаге рисуют все, что захочется, но таким образом, чтобы само изображение было достаточно крупным. Когда гуашь высохнет, весь лист равномерно покрывают темной тушью, которая очень быстро высыхает. Затем рисунок "проявляют" в ванночке с водой, то есть опускают лист в воду и полоскательными движениями промывают его. В воде гуашь почти полностью смывается с бумаги, а тушь - лишь частично. После "полоскания" на темном фоне бумаги остается довольно специфическое изображение - вода слегка размывает контур рисунка, а гуашевые краски приобретают светлый оттенок. В этой технике можно выполнять самые разнообразные работы, но преимущество лучше отдать натюрмортам. Разновидностью акватуши является техника работы по сырому фону, но выполненная наоборот: ребенок сначала рисует что-либо, а затем окунает бумагу в таз с водой - изображение приобретает "пушистый" и немного "туманный" вид, но смотрится достаточно эффектно. Можно поступить и по-другому: поверх готового изображения на несколько секунд накладывают смоченную в воде и отжатую ткань, которая хорошо впитывает влагу. Эффект будет близок к предыдущему, но не идентичным, хотя и не менее привлекательным. Интересны по своему фактурному следу рисунки, выполненные при помощи маленьких ребристых мячиков, пластмассовых муляжей фруктов (апельсин, мандарин, лимон). Предмет помещают в краску, а затем прокатывают его 2-3 раза по листу бумаги. Потом набирают краску другого цвета, и процедура повторяется. И так несколько раз. В итоге получается изображение, напоминающее звездное пространство, которое может быть и самостоятельным рисунком, и использоваться как фон.

Создание фоновых изображений может осуществляться и так: красками из тюбика наносят на плотный лист бумаги полоски разного цвета в совершенно хаотическом, бессмысленном порядке, но обязательно непрерывной линией. Предпочтение следует отдавать использованию цветов, близлежащих в цветовом спектре: голубому и зеленому; желтому и красному и т. п. При желании можно нанести небольшие штрихи черной или белой краской. Затем на лист накладывается любая прозрачная пленка (полиэтилен, целлофан), и вся ее поверхность хорошенько разглаживается ладонью или кусочком мягкой ткани. После этого пленка снимается с листа резким движением снизу вверх. Получившийся фон после просушки дополняется каким-либо изображением (дорисовывание, аппликация, установление конструктивных поделок).

Размещено 26.12.2006
Статья имеет 99281 просмотров

При копировании статей активная гиперссылка на Раскраска.ком обязательна!

Хотите разместить свою статью? Вам сюда!